Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.07.2024, 02:16 |
МБОУ Усохская СОШ | |
Приветствую Вас Гость |
|
Обобщение опыта работы учителя историиОписание опыта работы учителя общественных дисциплин
Петраченковой Галины Владимировны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя я начала в 1998 году. После трех лет работы, я стала заниматься исследованием по актуальной для меня на тот момент проблеме - формирование прочной базы знаний и интереса к предмету через организацию повторения на уроках истории. Практическим результатом этой работы стал районный семинар для учителей общественных дисциплин, а вопрос «Повторение на уроках истории» я освещала на одном из августовских секций учителей истории.
При выборе новой темы по самообразованию я руководствовалась тем, что приоритетной задачей в контексте национальной программы «Образование» является информатизация процесса образования. В наш информационный век особенно актуальными и востребованными являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор ее содержания, красочное и привлекательное представление результатов своей работы. Проблема, над которой работаю сейчас, – «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории» - полностью отвечает современным требованиям к школе.
В педагогической деятельности мне помогли курсы «Образовательные педагогические технологии в современной школе» (для тьюторов) в 2006 году на базе БИПКРО, «Обновление содержания, форм и методов преподавания общественных дисциплин» в 2007 году на базе БИПКРО, заочные краткосрочные курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе» на базе негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи»» и «Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода» на базе БИПКРО в текущем учебном году. Знания, полученные на этих курсах, я активно использую в своей повседневной работе.
В рамках работы над этой темой, помимо изучения методической литературы, передового педагогического опыта и повышения квалификации, я так же много внимания уделяю практической форме представления результатов. Для этого участвую в школьной методической неделе, делюсь опытом с коллегами на педагогических советах. В 2012 годах я выступала на августовской секции учителей истории (разработки уроков, методические разработки, презентации так же представлены на сайте).
Обе темы, над которыми я работала, связаны между собой стремлением развить интерес к изучению истории, ведь если ребенку не интересно на уроке он просто не будет учиться. Значит, учителю нужно искать способы мотивировать детей и пробудить в них не только интерес к предмету, но и интерес к процессу познания. Можно построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали удовлетворение от приобретения знаний и умений. У каждого учителя найдется в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе. Я делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность ребенка в том, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства, для этого активно использую в образовательном процессе наглядность. Однако, как и любой учитель истории в сельской школе, я столкнулась с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху. Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется крайне редко. Я пробовала самостоятельно, и вместе с учениками, готовить наглядные пособия, использовала копировальную технику, но самым простым выходом из подобной ситуации, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации, а в сети Интернет можно найти иллюстративный материал, анимированный карты, аудио и видеофрагменты. А поскольку, я так же являюсь учителем информатики, то процесс разработки и создания учебной презентации мне знаком.
Итак, в рамках темы по самообразованию, я стала самостоятельно разрабатывать презентации MsOPowerPoint для уроков истории и внеклассной работы. Хочу отметить, когда я начала их применять ребята больше обращали внимание не на содержание, а на внешнее оформление презентации, ждали когда «покажут кино», им было интересно совсем не то, для чего она предназначалась на уроке. Через некоторое время ситуация изменилась, теперь презентация на моих уроках – это современное средство обучения. Положительный эффект был достигнут потому что я их применяю систематически и четко продумываю на каком этапе урока целесообразно использовать слайды, какую смысловую нагрузку несет каждый элемент представленный на слайде, и конечно же сочетаю учебную презентацию с другими средствами, учебник, документы, индивидуальные карточки, карты постоянно используются на моих уроках.
Например, на уроке я часто использую такой вид работы как заполнение таблицы или составление схемы. Шапку таблицы переношу на слайд, ребята работают с учебником или раздаточным материалом, выискивают необходимую информацию, затем записывают ее в таблицу. Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем. И учащийся не может видеть результат работы в целом. Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Ученик может проверить свой результат работы, соответствие таблицы поставленной задаче.
Презентация незаменима при знакомстве с культурой и научными достижениями, она позволяет создать яркий и эмоциональный образ изучаемого периода, дает возможность проанализировать художественное произведение, не теряя при этом его эстетической ценности (как уже говорилось выше, многая наглядность в кабинете не соответствует этому критерию). Зачастую в учебнике присутствует не весь иллюстративный материал по этим темам, что не позволяет сформировать наглядное представление о многих достижениях культуры. А с учетом изменений в структуре и содержании заданий КИМов по ГИА и ЕГЭ, выпускники должны уметь работать с иллюстративным материалом, указывая временные рамки, авторов того или иного произведения искусства или памятника культуры, выбирать истинные суждения.
Сейчас практически у всех учащихся есть личные компьютеры, в том числе и с выходом в интернет, поэтому я практикую создание презентации, как один из видов творческих домашних заданий. На выбор даю темы, оговариваю количество слайдов и обращаю внимание, что каждый слайд нужно прокомментировать.
Вот некоторые советы из сети интернет и своего опыта по составлению учебной презентации:
Итак, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным. Плюсы презентаций: урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.
Много полезной информации я нахожу на сайте Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ). На элективных курсах периодически предлагаю учащимся поработать с открытыми образовательными модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные (http://fcior.edu.ru/ ). Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи, я их использую на этапе закрепления и коррекции. Обратите внимание, для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Такие занятия провожу в компьютерном классе, образовательные модули позволяет каждому ученику выбрать уровень сложности и темп работы.
Помимо этого, я часто использую работу в группах и парах, самопроверку и взаимопроверку, активные методы обучения, элементы проблемного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения;
2. сталкивание противоречий;
3. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
4. рассматривание явления с различных позиций;
5. побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
6. ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
Особенности применяемых методических приемов состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Они позволяют учащимся на уроке:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- анализировать факты и информацию;
- творчески подходить к учебному материалу.
В рамках темы "Использование ИКТ на уроках истории" более подробно я занималась изучением и освоением такого современного приёма работы с текстом как кластер. Познакомиться с моим опытом работы по данной теме можно перейдя по ссылке ("Кластер, как способ анализа учебного текста").
И как учитель истории, и как классный руководитель, постоянно уделяю внимание воспитанию учащихся, в первую очередь гражданско- патриотическому. Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история - это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение, если в основе патриотического воспитания на уроках применять системный и комплексный подходы. Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Этот год у нас в стране был объявлен годом истории. Опорными темами, которые мы с учениками вынесли во внеклассную работу, стали "Сталинградская битва", "Наши земляки воины-афганцы" и "Отечественная война 1812 года". По каждой из названных тем мною были проведены общешкольные мероприятия.
На своих уроках я постоянно обращаюсь как внутрикурсовым и межпредметным связям, что не только повышает эффективность освоения знаний, но и оказывает большое воспитательное воздействие. Ведь историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.
Все приемы, которые я применяю в своей педагогической деятельности, направлены на решение главной задачи – разбудить в каждом ученике желание учиться.
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19. |
Полезные сайты
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 23 Гостей: 23 Пользователей: 0 Прогноз погоды
|
Copyright MyCorp © 2024 |
![]() |